Advertisement
 
 
 

Авторизация


Авторизироваться
Забыли пароль? Регистрация


Поиск клиники

Найти
 



06.03.2007 - Статья просмотрена 24673 раз
Гигиеническое воспитание
 
Гигиеническое воспитание — это система привития полезных навыков и на основе знания правил здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения.

В стоматологии гигиеническое воспитание играет очень важную роль, так как этиология и патогенез кариеса зубов в значительной мере обусловлены отрицательными привычками человека, связанными с неправильным потреблением сахара, нарушением самоочищения полости рта, недостаточным уровнем гигиены. Гигиеническое воспитание включает два направления — санитарно-просветительскую работу и обучение и контроль за гигиеной полости рта.

Санитарно-просветительская работа ставит цель выработать у населения убеждение в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни на основе знаний о причинах заболевания, методах их предупреждения и поддержания организма в здоровом состоянии.

Санитарно-просветительской работе предшествует и сопутствует обучению гигиене полости рта, фундаментом которого она является. Только от человека, убежденного в необходимости поддержания гигиены полости рта, можно ожидать неуклонного и постоянного выполнения всех ее требований.

Санитарно-просветительская работа медицинский представитель складывается из двух направлений — пропаганды медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья и агитации населения в необходимости соблюдения правил и методов здорового образа жизни и профилактики болезней.

Следует четко различать общность и различие пропагандистской и агитационной работы. Агитация всегда ориентирована на конкретного адресата (детей, подростков, взрослых, рабочих и т.д.) и побуждает их к позитивным реакциям. В центре внимания пропаганды — определенный объект, например гигиена полости рта, средства и способы профилактики и т. д., о котором аудитория должна получить информацию. При этом реакция адресата пропаганды вторична, а цель пропаганды достигают с помощью агитации. Поэтому если пропаганду рассматривать как распространение идей и знаний, то смысл агитации состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций.

Конечной целью санпросветработы является не распространение информации о предмете, а формирование убеждений, выработанных у слушателей в результате приобретения им знаний. Поэтому необходимо знать путь, который проходит информация, прежде чем она реализуется в поступках конкретных лиц, с которыми проводилась работа. Эта цепь в общем виде имеет следующий вид:

информация -> знания -> убеждения -> поступки

Таким образом, целью санпросветработы является воспитание у человека правильных убеждений, направленных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний. Без убеждений невозможны эффективная профилактическая работа и формирование здорового образа жизни как конечная цель профилактики.
Успех санитарно-просветительской работы во многом определяется знанием психологии аудитории, а формы и методы работы зависят от конкретных коллективов.

Существуют активные и пассивные формы. Активные формы включают проведение бесед, выступлений, лекций, докладов. К пассивным формам относятся издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санпросветбюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Между этими формами имеется тесная взаимосвязь.

Преимущество активных форм работы заключается в непосредственной взаимосвязи агитаторов с населением, что обеспечивает наибольший эффект воздействия работы. В свою очередь, пассивные методы работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют большее время и на неограниченную аудиторию. Недостаток ее состоит в отсутствии обратной связи между агитаторами и агитируемыми. Однако повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивных форм санпросветработы. По широте воздействия на аудиторию санпросветработа может быть массовой, коллективной и индивидуальной.

Любому виду профилактической работы должна предшествовать санитарно-просветительская деятельность врача или другого медицинского работника. Ее задача — привить населению знания о здоровом образе жизни, причинах заболеваний и сформировать убеждение в необходимости проведения профилактических мероприятий, предотвращающих возникновение заболеваний.

Работа с детьми имеет серьезные особенности, связанные с социальным статусом детей, их психологией. Вместе с тем правильно продуманный и комплексный подход к санитарно-просветительской работе среди детей дает наибольшую эффективность в привитии здоровых навыков на всю жизнь. В основе такого подхода должна быть комплексность воздействия санитарного просвещения на ребенка. В нем должны участвовать четыре звена — врач, педагоги (воспитатели) и другой персонал учреждения, родители и сами дети. Упущение любого их этих звеньев может самым неблагоприятным образом отразиться на эффективности всех мероприятий.

Первым, этапом должна быть беседа с педагогами и медицинскими работниками детского учреждения. Необходимо объяснить цель и задачи профилактики в стоматологии, обрисовать круг мероприятий по ее проведению, желательно время и условия их осуществления. Отдельно надлежит объяснить роль воспитателей и медработников детских учреждений в проводимой работе, подчеркнуть, что от их участия, требовательности во многом зависят успех и эффективность проводимых мер профилактики. Необходимо также убедительно ответить на вопросы педагогического коллектива. При соблюдении всех этих условий может быть достигнута цель — приобретение в лице педагогов и воспитателей убежденных соратников и помощников в борьбе за здоровье детей.

На втором этапе санпросветработы в организованных коллективах проводится беседа или выступление перед родителями. Удобнее всего встречу организовать перед родительским собранием в классе или группе. Для подобного выступления нежелательна большая аудитория, поэтому не следует объединять родителей нескольких классов. Во время такой беседы следует достигнуть две цели — озаботить родителей состоянием зубов и органов полости рта своих детей и вызвать непосредственную заинтересованность в проведении и поддержании мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний, планируемых в детском коллективе.

Третьим этапом санпросветработы являются беседы с детьми. Эти занятия удобнее всего проводить с классом (или его частью) или группой садика. Для конкретной возрастной группы их цель и содержание различны.

С детьми 3—4 лет занятиям следует придавать игровой характер, без поучительных и убеждающих интонаций. Они должны воздействовать на эмоциональную сферу и заинтересовывать детей игровыми моментами.
Для детей в возрасте 5—7 лет занятия должны быть несколько иными. Обычно в этом возрасте дети уже встречались со стоматологом и знают азы ухода за полостью рта. Кроме того, степень зрелости и сознательности в этой возрастной группе уже значительно выше.

В школах санитарно-просветительская работа проводится в форме уроков здоровья. Они обычно делятся на 2 части — санитарно-просветительскую и практическую.

Санитарно-просветительская работа в различных коллективах взрослого населения также должна проводиться с учетом многих факторов. К ним, в первую очередь, относятся численность и профессия слушателей, уровень их образования, интерес к проблеме, возраст, пол и др.

Пассивные формы агитации и пропаганды также не должны носить безличный характер. Их содержание следует ориентировать на конкретную аудиторию. Например, в поликлинике информация должна помочь больным справиться с уже имеющимися заболеваниями. В школе, ВУЗе требуется иной подход, рассчитанный на практически здоровых молодых людей, несколько скептически воспринимающих знания по данному разделу. В одних случаях санитарные бюллетени, газеты, плакаты должны содержать минимум текста и много красочных рисунков и иллюстраций (например, для младших школьников), в других — иметь больше текстового материала при одной-двух броских запоминающихся иллюстрациях. Поэтому при подготовке наглядной агитации необходимо тщательно продумывать ее оформление, тексты, названия, место, где она будет выставляться и др.
 
< Пред.   След. >

Комментарии

Пока никто не прокомментировал - для Вашего комментария заполните приведённую ниже форму...


Страниц 1 of 0 ( 0 Коментарий )
Чтобы оставить/прочитать комментарии - зарегистрируйтесь (Авторизируйтесь)


29.05.2014 Игорь Корсунский
Кариес: теории развития заболевания
Читать статью полностью Сегодня заболеваемость кариесом является одной из самых распространенных проблем во всем мире. Практически каждый житель планеты сталкивался с ним хотя бы единожды. Это заставляет ученых более детально изучать причины возникновения этого заболевания, создавая новые теории его появления. Своими корнями история этого заболевания уходит в самые далекие времена. Считается, что заболевания зубов существовали на всех этапах развития человечества, свидетельством чего являются наскальные рисунки возрастом более 22 000 лет. Это заболевание постоянно развивалось, становилось более агрессивным, причиной чему стало изменение принципов питания человека – увеличение в рационе количества сладостей, которые, как известно, образуют в ротовой полости сладкую среду, а она, в свою очередь, идеальна для размножения болезнетворных бактерий, которые и являются причиной возникновения кариеса. Еще древние лекари изучали кариес и причины его возникновения. Они часто приходили к выводам, которые сегодня считаются заблуждениями. С тех пор прошли сотни лет, и за эти годы было рассмотрено еще более 400 теорий происхождения кариеса, но заслуживающие внимания являются лишь некоторые. Благодаря им в свое время на это заболевание стали обращать серьезное внимание, стараясь логически объяснить природу заболевания и, соответственно, возможные пути предупреждение его появления. Теории возникновения кариеса У каждого человека развитие кариеса является процессом индивидуальным. Для одних развитие этого заболевания является стремительным, для других более медленным. В большей степени на интенсивность развития кариеса влияет общее состояние здоровья пациента, его питание, качество воды, которую он употребляет, количество кальция и фтора, которое он получает, а также гигиена полости рта. Читать далее
29.05.2014 Игорь Корсунский
Ирригатор - эффективный инструмент в борьбе с зубным налетом
Читать статью полностью Зубной налет - огромная колония бактерий, которая может быть причиной заболевания десен, кариеса и прочих стоматологических заболеваний. Накопление этих бактерий происходит за счет углеводов. Не только тех, которые содержатся в сладостях, но и тех, которые имеются в молоке, фруктах, хлебе и макаронных изделиях. Зубной налет представляет собой липкое отложение на зубах, которое практически не видно глазу, но при этом может ощущаться языком. Стоит знать, что эти бактерии очень опасны для здоровья ротовой полости. Они вызывают покраснение десен, их кровоточивость и воспаление, что со временем приводит к заболеваниям пародонта. Для того, что бы предотвратить возникновения стоматологических заболеваний необходимо поддерживать баланс микрофлоры. А для реализации данной задачи идеальный инструмент – ирригатор полости рта. Природа зубного налета На поверхности зубов иметься кутикула (редуцированный эпителий эмалевого органа, исчезает спустя какие-то время после прорезывания зуба) и пелликула (бесструктурное образование, появляется после прорезывания зубов, на поверхности которых он плотно фиксируется, выполняет защитную функцию). От состояния пелликулы зависят процессы диффузии, прикрепления налета и проницаемости в поверхностные слои эмали. Если гигиена полости рта неудовлетворительна, происходит прикрепление бактерий к пелликуле и образовывается зубной налет. Читать далее
29.05.2014 Игорь Корсунский
Профилактика кариеса у детей
Читать статью полностью Среди большинства родителей бытует заблуждение – молочные зубы ребенка не так важны, как постоянные. Следить за ними нет особой необходимости, так как они со временем выпадут. Также во времена молочных зубов родители не уделяют должного внимания формированию у детей устойчивого навыка гигиены полости рта. Часто взрослые полагают, что заниматься этим необходимо уже, когда все зубы сменяться на постоянные. Дабы развеять эти заблуждения, давайте рассмотрим молочные зубы и их заболевания. Здоровые зубы - здоровое детство Итак, о том, что в сохранности здоровых зубов у детей огромную роль играют родители стоит упомянуть еще раз, поскольку это очень важно. Именно взрослые должны начинать ухаживать за ротовой полостью малыша, чтобы со временем он мог выполнить это самостоятельно. Именно по примеру родителей у ребенка должна появиться привычка и желание ухаживать за своими зубами. Если дети не наблюдают у взрослых ежедневный ритуал чистки зубов, то никакие разговоры и обучение правилам не заставят их самих это выполнять. Первые зубы у ребенка появляются между 6 месяцами и годом. Это четыре зуба - 2 на верхней челюсти и 2 на нижней. К моменту, когда ребенок достигает трехлетнего возраста, у него уже должно быть сформировано 20 зубов. Уже в этом возрасте ребенок должен уметь ухаживать за своими зубиками самостоятельно. Постоянные зубы начинают вырастать на месте молочных в промежуток между 6 до 12-13годам. далее читать
30.03.2014 Игорь Корсунский
Структура, роль и гигиена зубов
Читать статью полностью Нас с детства учат, что зубы должны быть здоровыми и красивыми. При этом сильный акцент на сегодняшний день смещается на второй пункт. Неоспоримо, что красота зубов (цвет, форма, отсутствие заболеваний и т.д.) очень важна для человека на протяжении всей жизни. Это внешняя привлекательность, влияние на самооценку и другие важные аспекты жизни. Эстетическое значение зубов заключается в том, что красивые белые зубы часто являются показателем социального статуса человека. Но намного большее влияние здоровые зубы оказывают не на внешнюю привлекательность, а на внутреннее здоровье. Именно зубы выполняют функцию пережевывания пищи перед ее полноценным перевариванием. Именно они принимают непосредственное участие в образовании и чистоте речи. Если зубы человека не являются здоровыми, если они подвержены кариесу или болезням десен, то это не только приводит к тому, что к 50 годам у человека отсутствует большая часть зубов, но и к тому, что на протяжении всей его жизни нездоровые зубы приводят к снижению иммунитета, к развитию или осложненному протеканию некоторых болезней пищеварительной системы. Предназначение наших зубов Основное предназначение зубов в жизнедеятельности человека – это механическая обработка пищи. Зубы помогают отрывать, перекусывать и измельчать пищу, отделять полезное от ненужного, чтобы в желудок попадала уже предварительно обработанная еда. Зубами (резцами и клыками) мы откусываем пищу, посредством языка перемещаем ее к жевательным зубам (прямолярам и молярам). Эти зубы измельчают пищу, растирают ее и вновь посредством языка перемешивают ее со слюной, чтобы она достигла полужидкого состояния, чтобы мы могли ее удобно проглотить. Очень важно, чтобы пища пережевывалась очень тщательно, тогда она лучше и быстрее будет перевариваться организмом. Если пища пережевана плохо – желудок с ней будет справляться труднее (это развивает такие заболевания, как гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, расстройства кишечника и органов пищеварения). А причиной плохого пережевывания пищи могут быть болезненные десна, нездоровые зубы или же отсутствие некоторых из них. далее
30.03.2014 Игорь Корсунский
Ирригатор или зубная нить?
Читать статью полностью Чтобы не вдаваться в длинное описание необходимости тщательного очищения зубов, особенно межзубных промежутков, в которые чаще всего забивается еда, констатируем, что это выполняется двумя приспособлениями – зубной нитью и ирригатором. Зубная нить обладает большей популярностью в силу того, что известна более длительный период времени, чем ирригатор. Однако, последний прибор за столь небольшое время существования доказал на деле свою эффективность и необходимость в регулярном использовании для обеспечения качественной гигиены полости рта. Для того, что бы ответить на вопрос какому из средств гигиены отдать предпочтение, давайте обратимся к истории. История зубной нити Считается, что прототипом зубной нити были заостренные палочки, которыми древние люди очищали межзубные пространства. Но все же именно зубная нить, практически в том виде, в котором мы привыкли ее видеть сегодня, была изобретена в 1815, в Новом Орлеане стоматологом, который стал рекомендовать пациентам использовать тонкую нить из шелка для чистки между зубами. Но идея получила массовое распостранение когда ее взяла на вооружение аж в 1882 году американская компания Codman и Shurtleft. Именно она первая начала продавать не восковую, а шелковую зубную нить. Затем ее примеру последовала компания Johnson & Johnson, которая в 1986 году выпустила свою зубную нить, которая была сделана из шелка, которым пользовались врачи для наложения шелковых швов. Кстати, из-за того, что зубная нить изготовляли из шелка, произошло название флоссы от англ. floss - шелк-сырец. далее
2013/01/03 15:19 - Marina
В ответ на: Голливудская улыбка!!!
если тебе дорого – ищи виниры по акции…я недавно сама клиники обзванивала – в одной с них скидки сейчас предоставляются и акции есть на все нвправлени..
2013/01/02 14:18 - Дина
В ответ на: Белое отбеливание зубов
фторированную надо брать..в космо сильно професиональную не найдешь – лучше в аптеку сходить. Или спрашивать по клиникам где это отбеливание и делаешь..
2013/01/02 13:34 - Дина
В ответ на: подготовка к имплантации зубов
Mary спасибо за инфу..я помню, что мне тоже такое в медиссе рассказывали..
2013/01/02 12:05 - Дина
В ответ на: Пломбировочные материалы
я в медиссу пошла по рекомендации соседки..


Украинская Баннерная Сеть

 
Яндекс цитирования